ВСЕЛЕННАЯ НЕ БЕСКОНЕЧНА…
или ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УЧЕНИЯ БУДДЫ

Теория Большого Взрыва и связанная с ней Единая теория поля дают ученым новую пищу для размышлений. Проблемы строения Мироздания, происхождения Вселенной, сущности и роли Пространства и Времени в свете вышеупомянутых теорий приводят к возникновению поразительных аллюзий и параллелей, которые, возможно, заставят человечество возобновить диалог между религией и наукой…

БУДДИЗМ – РЕЛИГИЯ КОСМОГОНИЧЕСКАЯ

Если мы внимательно проанализируем базовые определения Единой теории поля и сравним их с основными положениями восточной, в частности - буддийской, философии, то обнаружим между ними поразительное сходство…

Выяснится, что Будда (еще 2.500 лет назад!) дал точное описание материи Вселенной, структуры чёрных дыр и космического вакуума, а также достоверно изложил теорию гравитационных полей!

Возможно ли это? А почему бы и нет… Известно, что в древние времена, когда точные науки еще только зарождались, человечество стремилось запечатлеть свои знания об окружающем мире с помощью аллегорий, легенд, мифологических сказаний и притч… Будда, являясь одним из Учителей человечества, безусловно, обладал знаниями, которые открываются современной науке лишь теперь.

Каждое религиозное учение несет в себе определенную информацию о мироздании и имеет особую задачу на Земле. Например, иудаизм, индуизм и ислам были призваны регламентировать все аспекты «земной», повседневной жизни личности, семьи, сообщества, дать им правила, оптимальным образом способствующие выживанию и развитию нации.

Буддизм, в этом смысле, отличается от вышеперечисленных религиозных учений. Он – религия КОСМОГОНИЧЕСКАЯ. Как никакое другое учение, буддизм оказался близок к современным астрофизическим представлениям о структуре и основных закономерностях Вселенной. Понятием «Вселенная» в данной работе мы определим не только видимую часть мироздания – мегагалактику, но Мироздание как таковое - со всем бесконечным многообразием форм проявления материи.

Буддизм – это своеобразный древний трактат о Вселенной, где за понятиями «духовного» стоят глубоко научные представления. Базовыми понятиями буддизма, описывающими структуру мира, являются Сансара и Нирвана. Под Сансарой в буддизме понимается материальный (воплощенный) мир – замкнутая система, которая, как мы бы сейчас сказали, характеризуется внутренним постоянством, ограниченной протяженностью, временностью, начальностью и конечностью всего в ней сущего. Понятием Сансары определяется путь перерождения души. Несмотря на то, что Сансара может быть как положительной (счастливой), так и отрицательной (неудачной), она всё же представляется буддистам явлением негативным, так как скрывает от человека истинное знание о мире, застилая его взор иллюзиями. Цель буддиста – преодолеть мир иллюзий, выйти из круга бесконечных перерождений и обрести Нирвану.

Нирвана мыслится в буддизме как Пустота, Великое Ничто, ничем не заполненное, нерожденное, бесконечно «протяженное», существующее вне пространства и времени. В «Шветашватара-упанишаде» Нирвана описывается как «безраздельное счастье», «невозможно описать ни очертаний ее, ни облика, ни возраста, ни размеров, исходя из какого бы то ни было сравнения, довода, причины или основания». Нирвана недвижима, неизменна, неподвержена аффектам, она «ни прошлая, ни будущая, ни нынешняя, ни ставшая, ни не ставшая, ни породимая». Понятие Нирваны сложно для европейцев. Соотнося его в своем сознании с христианским Богом, они приходят к выводу о том, что сущность Нирваны противоположна сущности Бога.

В то время, как Бог олицетворяет собой Всё, Нирвана являет собой Ничто. Бог и Нирвана предстают в сознании европейца как неразрешимая антиномия: Бытие и Не-Бытие. Будучи «здравомыслящим» человеком, европеец неизбежно выбирает Бытие, то есть Бога, и отвергает Не-Бытие, то есть Нирвану.

Невольная ошибка – результат многовековой традиции персонификации божества. Персонифицированный Бог мыслится как Отец, пребывающий во всей полноте Своей во всем сущем. Верующий не чувствует себя одиноким и оставленным, так как знает, что повсюду: и на земле, и на Небесах, - пребывает Господь. Христианский Бог объемлет собой мироздание. Чтобы «представить» Бога, необходимо понять, что каждое явление, каждое живое или неживое существо – это Его часть. Христианская традиция объясняет Бога как сумму всех уровней и аспектов бытия.

Иначе подходит к объяснению «этого явления» восточная философия. Нирвана – это, по сути, тот же Бог, но не персонифицированный. Абсолют не может быть (как мы читаем в «Упанишадах») ни сравним с чем-либо известным человеку, пребывающему в иной системе измерения, нежели Абсолют; ни объяснен через что-либо, так как нет такого понятия в материальном (воплощенном) мире, которое бы могло вместить понятие Абсолюта. Потому восточная философия трактует Абсолют-Нирвану как Ничто, то есть явление ни с чем не сопоставимое.

Итак, Бог и Нирвана – это лишь различные наименования одного явления – Абсолюта. Следовательно, антиномия заключается не в явлениях, как обычно это представляется, а в определяющих понятиях. Явление же суть одно: Абсолют, который объемлет всё бытие и который не может быть сопоставлен ни с чем.

Проанализировав традиционные восточные и западные представления об Абсолюте, мы приходим к более широкому пониманию сущности Нирваны. Она бесконечна, всеобъемлюща, невыразима, непостижима. И главное – она не является не-бытием в европейском понимании этого слова. Она, подобно христианскому Богу, есть вечное Бытие.

Это положение станет одним из основных принципов нашего исследования, что позволит более точно представить физическую структуру «поля», в буддизме именуемого Нирваной.

Переводя древние буддийские понятия Сансары и Нирваны на современный язык физики, мы можем сказать, что Сансара и Нирвана – это две своеобразные системы, одна из которых является замкнутой, другая открытой.

При ближайшем рассмотрении Самсара (круг перевоплощений) превращается ни во что иное, как в чёрную дыру, а Нирвана обретает значение гравитационно-нейтрального эфира, сдерживающего от дальнейшего распространения пространство черной дыры.

Существование чёрных дыр и эфира взаимно обусловлено. Любая область, содержащая гравитационно-заряженное вещество, при условии отсутствия внешнего гравитационного потенциала, является внутренне замкнутой системой, так как имеет во внутреннем пространстве конечный неизменный гравитационный потенциал. Пространство черной дыры ограничено радиусом гравитационного поля Rg, на границе которого происходит значительный перепад в значении гравитационного заряда частиц. Гравитационно-нейтральный вакуум способствует дальнейшему нераспространению поля в пространстве. Обладая бесконечно малым размером при бесконечно великой массе, черные дыры создают мощнейшее гравитационное излучение, способное поглощать любые объекты, попадающие в сферу его магнетического влияния.

Название «черная дыра» отражает внешнее проявление данного феномена. Поглощая фотоны (световые частицы), гравитационное поле черных дыр образует в космическом пространстве особые темные пятна посреди звездных скоплений. Предположение о существование черных дыр было высказано еще в XVIII веке, но зафиксировать их удалось лишь в XХ веке. Некоторые черные дыры создают вокруг себя радиационное излучение, которое и фиксируется современными приборами. Другие обнаруживаются по светящемуся, спиралеобразно вращающему ореолу, возникающему в результате притяжения гравитационным полем черных дыр мельчайших частиц, которые и отражают свет.

Черные дыры образуются вследствие гравитационного коллапса, неограниченного гравитационного сжатия. После исчерпания внутри массивных космических тел ядерного горючего они утрачивают свою механическую устойчивость и начинают с увеличивающейся скоростью сжиматься к центру. Если радиус такой звезды уменьшается до размеров гравитационного радиуса Rg (например, для Земли он составляет 0,09 см), то никакие силы не смогут препятствовать ее дальнейшему сжатию и превращению в чёрную дыру.

Науке до сих пор неизвестно, что произойдет с объектом в момент его погружения в гравитационное поле черной дыры. Ясно лишь то, что благодаря силе притяжения, во много раз превышающей силу притяжения известных космических тел, черная дыра «проглотит» объект, навсегда отлучив его от внешнего мира.

Нерешенным также остается и вопрос о том, каким образом влияет на объект, попавший в сферу влияния черной дыры, ее пространственно-временная система. Согласно теории относительности, время не одинаково в различных точках Вселенной. Категория времени напрямую связана с понятием плотности вещества. Временная система внутри черной дыры настолько разнится, предположим, с Земной, что объект, оказавшийся «втянутым» в черную дыру, скорее всего будет раздавлен если не массой и давлением сжимающегося вещества, то Временем. Впрочем, в связи с этим возникает и другая проблема: что считать Временем. Встают вопросы: не является ли оно, в контексте всего вышесказанного, сопутствующим свойством, характеризующим плотность материи (чем выше плотность, тем «скорее» движется Время, чем ниже плотность, тем «медлительней» течет оно); не является ли оно самой плотностью вещества; как связаны между собой различные пространственно-временные системы Вселенной…

Что ж, и на эти вопросы наука однажды найдет ответы, а пока вернемся к сравнительному анализу Сансары и чёрных дыр.

Черная дыра, как полагают ученые, имеет неоднородный уровень плотности вещества в центре и на периферии радиуса гравитационного поля. Чем дальше вещество от центра, тем более разряженным является оно, и, соответственно, чем ближе к центру, тем более плотным оно становится. Таким образом, движение к центру черной дыры могло бы нам напомнить ничто иное, как … схождение в ад. Данте блестяще описал путь души, устремившейся в глубины Ада – обиталище Люцифера! Легенды о мраке и ужасах Ада – это, вероятно, проекция некоего древнего космогонического мифа о чёрных дырах, или, возможно, отражение реальных знаний предшествующих цивилизаций (существование которых в свете рассматриваемой теории становится вполне допустимым)… Плотность воздуха, духота, вязкость окружающего вещества – это ли не образное описание материи чёрной дыры?!

Впрочем, вспомним также, что в буддизме ад представляется несколько иначе, чем в христианстве, иудаизме, мусульманстве и некоторых других религиях.

В то время как европеец представляет ад (подобно Данте) частью подземного мира, не имеющего отношения к его земной «реальной» жизни, буддист мыслит ад одним из составных «элементов» Сансары. В череде рождений и смертей джива (сущность индивидуальной души, вечное сознание – бесформенное и неизменное) воплощается в различных телах и, имея либо положительную, либо отрицательную карму (наследие предыдущих жизней), обретает либо счастливую жизнь - рай, либо несчастливую - ад. Из этого следует, что для буддиста рай и ад – это понятия, относящиеся к их настоящей, «реальной» жизни, а потому описание структуры Сансары применимо (исходя из аналогии Сансара – Вселенная) к описанию структуры Вселенной.

Аналогия Сансара – Вселенная и Сансара – черные дыры позволяет нам сопоставить Вселенную с черными дырами. В ходе этого сопоставления выясниться, что черные дыры – это своеобразная модель Мироздания. Анализируя строение черных дыр, мы можем воссоздать и строение всей Вселенной.

Подобно черным дырам, наша Вселенная является замкнутой системой. Она конечна, обладает определенной пространственно-временной системой, конечным гравитационным потенциалом, различным у центра и на периферии, а также обладает центром, который является источником ее гравитационного излучения. Извне наша Вселенная ограничена вакуумом, - своеобразным полем Нирваны.

Многие ученые отрицают возможность существования такой области евклидового пространства, которая не содержала бы материю, так как в этом случае придется признать факт отсутствия в данной области таких категорий как Пространство и Время, что, с точки зрения современной науки, невозможно. Впрочем, достоверность этого утверждения подвергается сегодня сомнению, и по нескольким причинам.

Во-первых, современный уровень знаний о Вселенной отнюдь не столь высок, а методы и техническое оснащение еще не столь совершенны, чтобы однозначно утверждать или отрицать что-либо.
Во-вторых, пока не доказано обратное, вопрос о сущности и распространенности Пространства и Времени во Вселенной и за ее пределами остается открытым.
В-третьих, понятие вакуума также не является до конца определенным, а евклидово четырехмерное пространство (три оси пространственных координат плюс одна временная), как уже сейчас утверждают многие ученые, не отражает реальную картину мира.

В науке вакуум трактуется как некая область пространства, не содержащая материю. Впрочем, все ли нам известно о материи? В ХIХ веке ставилось под сомнение существование частиц более мелких, чем молекула. Лишь в ХХ веке было научно подтверждено, что атом также дискретен и не является первичным элементом в строении вещества. Протоны и нейтроны, из которых состоит ядро атома, – как показывают исследования последних десятилетий, тоже не являются заключительным звеном в цепи, описывающей глубинную структуру материи. Фотоны, гравитоны, кварки - и так далее, и так далее… Не окажется ли, что вакуум все же «населен» некими несоизмеримо малыми частицами, о которых современная наука пока не имеет представления? Не окажутся ли именно они искомыми «первоэлементами» вещества, составляющего поле Нирваны? Формы проявления материи многообразны, и ограничивать потенциал материи рамками привычных представлений было бы крайне неосмотрительно.

Еще совсем недавно такое физическое явление как «биополе» всячески отвергалось официальной наукой, объявлялось научной ересью и бредом религиозных фанатиков. Действительно, представления о биополе было заимствованно из учения буддизма. Однако сейчас его существование подтверждено серьезными научными исследованиями. Биополе оказалось ничем иным, как электромагнитным излучением, которым обладает любой физический объект.

Электромагнитные поля играют не последнюю роль и в Единой теории поля. Существование черных дыр обеспечивается наличием вакуума у границы гравитационного радиуса объекта. Но, вместе с тем, как полагают сейчас ученые, черные дыры могут образовываться и в том случае, если они заключены и в электромагнитное поле. Единственным условием в этом случае становится нейтральность гравитационного заряда частиц. А потому наши представления о вакууме как о «не-бытии» абсолютно несостоятельны. Вакуум насыщен некими неизвестными пока науке частицами, составляющими, вероятно, основу материальной структуры вещества.

МАТЕРИЯ

Исходя из аналогии Нирвана – Бог и Нирвана – вакуум, мы можем сделать вывод о том, что представления человека о Боге являются ничем иным как отражением знаний о некоем «Веществе», «обнимающем» и пронизывающем наше Мироздание. Бог породил Вселенную, Бог во всей полноте своей пребывает в каждой вещи материального мира, и все вещи материального мира, собранные воедино, пребывают в Боге.

Не таковы ли и свойства первоматерии вакуума? Являясь наименьшей структурной единицей вещества, она пронизывает всю Вселенную. Она – основа всего сущего, самой «жизни». Она же и окружает Вселенную – Сансару, но оказывается неподверженной ее влиянию, вероятно потому, что является более высокой единицей в структурной иерархии материи по сравнению с гравитонами, из которых состоит гравитационное поле Вселенной. Замкнутая система Вселенной не способна повлиять на первоматерию.

Сторонники материалистических воззрений были бы безмерно счастливы, обретя научное подтверждение теории физической, материальной (а не духовной, идеальной) основы мира, если бы не одно НО… В свете рассматриваемой концепции эти понятия могут оказаться лишь наименованиями различных форм проявления одной и той же субстанции – материи. В связи с этим нам, вероятно, придется отказаться от привычных антиномий: плоть – дух, материальное – идеальное.

Что представляет собой материя, сколькими уровнями определяется она, не обладает ли она сознанием, не является ли сама тем, что мы именуем «сознанием», - вопросы, встающие сегодня перед исследователями.

Представления о мыслящем Космосе и разумном Мироздании отнюдь не новы. Но ученые никогда не присматривались к ним с достаточной долей внимания. Любое религиозное учение, как известно, базируется на признании главенства высшего идеального начала – Бога, Абсолюта, Логоса… Сознание, в этом случае, как проявление идеального, рассматривается в качестве первичной субстанции по отношению к бытию. Атеисты, наоборот, полагают, что именно материальное определяет идеальное, что идеальное есть порождение материального, а следовательно, именно бытие определяет сознание.

В свете предлагаемой теории становится возможным примирение двух издревле противоборствующих лагерей: идеалистов и материалистов. Согласно этой теории, мельчайшие частицы материи, назовем их, первочастицами, обладают тем, что мы условно могли бы назвать сознанием. Потому проблема, является ли сознание порождением души или химических процессов, происходящих в головном мозге человека, теряет свою актуальность. Душа и плоть – лишь различные уровни материи. Таким образом, мы приходим к заключению, что в основе мира лежит материальная субстанция, но субстанция – мыслящая, обладающая сознанием, разумная, «одухотворенная». Вопросы: где «хранится» сознание, где зарождается и развивается мысль, где и как протекает мыслительный процесс, - в последнее время вновь оказались открытыми. Традиционное и, казалось бы, наиболее логичное утверждение «мысли роятся в голове», подвергается современной наукой сомнению. Химические процессы, протекающие внутри головного мозга, - это лишь внешнее проявление мыслительного процесса. Образно говоря, не ветер дует, потому что деревья качаются, а деревья качаются, потому что дует ветер. Утверждая, что химические процессы порождают мысль, многие исследователи допускают ошибку, нарушая логику причинно-следственных отношений. Именно мысль порождает определенные изменения, причем не только на уровне физиологии одного субъекта, но и на всех уровнях структуры материи в целом. Таков, например, феномен психокинетического воздействия человека на предметы. Одной химической реакции здесь, пожалуй, будет недостаточно. Необходимо единое поле, которое охватывало бы собой все уровни вещества, которое связывало бы воедино объекты мироздания, - своеобразная сеть, пронизывающая единым «сознанием» всю Вселенную.

И такое поле существует. Оно состоит из первоэлементов - первочастиц. Будучи единым полем, распространяющимся повсюду во Вселенной и за ее пределами, первочастицы несут в себе информацию о явлениях, происходящих на различных уровнях бытия в каждой точке Вселенной. Это своеобразный банк данных по истории (прошлой, а возможно, и будущей) Мироздания. В.И. Вернадский называл это поле «ноосферой», а Карл Юнг «коллективным бессознательным». Именно это поле и является областью зарождения и развития мысли. Мысль, создавая колебания в структуре поля, оказывает воздействие не только на человека, но проявляется и на всех уровнях системы Космоса как такового. Потому парадокс, утверждающий, что взмах крыльев бабочки на одном конце Земли вызовет ураган на другом, - может оказаться не литературной метафорой, а чисто физическим явлением. Скорость мысли практически мгновенна.

Первочастицы – это своеобразные платоновы Идеи, порождающие предметы и явления в материальном мире, с той только разницей, что первочастицы, в отличие от Идей, сами по себе материальны.

Говоря о частицах и первочастицах, мы говорим о различных уровнях материи, исходя из чего, мы вправе предположить, что представления о материальном и идеальном, физическом и духовном – это древнее выражение идеи многоуровневого устройства вещества.

Впрочем, выводы, к которым приходят ныне исследователи, отнюдь не новы. Уже 2.500 лет назад буддизм разрешил антиномию: плоть – дух. Буддизм приписывает истинное, действительное бытие только частям, которые из частей не состоят, то есть элементам, которые мы назвали первочастицами. Они - структурные единицы материи. Человек, согласно буддизму, состоит не из идеальной души и материальной плоти, то есть чего-то сугубо индивидуального, а из «атомов» духовных и «атомов» вещественных, способных при перерождении слагаться в произвольном порядке. Таким образом, буддизм утверждает, что и тело, и душа материальны и отличаются лишь плотностью составляющей их материи. К таким же выводам приходят сегодня и ученые.

Части, которые не состоят из частей; духовные «атомы»; вещественные «атомы» - таковы своеобразные «термины» буддизма, служащие для описания различных уровней структуры материи, обладающей меньшим или большим уровнем плотности соответственно. Поле, состоящее из первочастиц, – вероятно, единственный уровень, не подверженный изменению. Он стоит вне переменных категорий рождение и смерть, а потому представляется буддистам единственно истинным и реально существующим. Идея цикличности бытия – Сансары («рождение - смерть», «смерть – рождение») связывает философскую систему буддизма с современными научными представлении об устройстве Вселенной.

ПУЛЬСИРУЮЩАЯ ВСЕЛЕННАЯ

Итак, как мы выяснили, устройство нашей Вселенной соотносимо со структурой буддийской Сансары и повторяет строение черных дыр. Последнее положение подтверждается и парадоксом Эйнштейна, утверждавшего, что в различных частях Вселенной Время «течет» неодинаково. Причем этот принцип справедлив не только для Времени внутри пространственно-временных систем отдельных космических тел, но и для пространственно-временной системы Вселенной в целом. Черная дыра имеет градиент плотности вещества вдоль гравитационного радиуса Rg: находящаяся ближе к центру материя имеет большую плотность, нежели материя на периферии. Тот же принцип применим и к строению материи Вселенной.

Исходя из этого, мы можем предположить, что наша Вселенная, подобно черной дыре, имеет и некий центр, - объект, который является источником мощного гравитационного излучения, образующего гравитационное поле Вселенной. Вероятно, такой объект существует. Определить направление, в котором расположен предполагаемый центр, можно как по траектории удаления от него космических тел, так и по плотности вещества космического пространства. Подобно черным дырам, наша Вселенная также имеет градиент плотности вещества относительно гравитационного радиуса. Учитывая, как далеко находится наша галактика от центра Вселенной, никакими техническими средствами достичь его не представляется возможным.

Впрочем, доказать его существование мы все же можем по некоторым приметам, уже обнаруженным учеными в Космосе. Одной из таких примет является, например, расширение нашей Вселенной.

Производя наблюдения за движением космических тел, ученые пришли к выводу, что гравитационные силы, оказывающие влияние на взаимодействие (притяжение) между телами, значительно ослабевают. Некогда близкие объекты постепенно отдаляются друг от друга. Так, например, произошло и со спутником Земли – Луной. На заре человеческой цивилизации Луна представала взору наших предков как огромный диск в шесть раз превышающий ее современный диаметр. Расширение Вселенной может привести к необратимым, даже катастрофическим последствиям как для Земли, так и для всего Космоса в целом. Не имея спутника, наша Земля начнет вращаться со скоростью, во много раз превышающей настоящую. Сутки будут равны приблизительно 4 часам. Планета «опрокинется», отклонившись от своей оси много более, чем на 450. Климат утратит свою стабильность. Условия станут непригодными для жизни.

Подобного рода изменения могут ожидать и другие космические тела. Движения звезд и планет станет хаотичным и непредсказуемым. В этом случае столкновения неизбежны. Страшно представить, чем может закончится процесс бесконечного расширения Вселенной! Но именно факт, что бесконечное расширение Вселенной, по мнению ученых, невозможно, наводит на мысль о существовании в центре нашей Вселенной мощного источника гравитационного излучения. Согласно теории тяготения А. Эйнштейна и учения А. Фридмана о нестационарности Вселенной, расширение Вселенной тормозится силой гравитации. Считается, что если плотность Вселенной достигнет критической плотности, равной 10-29 г/см3, то сил тяготения все же будет достаточно, чтобы остановить дальнейшее ее расширение. А.Фридман предположил, что в этом случае процесс расширения Вселенной сменится под влиянием сил гравитации на обратный процесс – сжатия Вселенной.

Однако плотность видимой нами Вселенной ниже критической плотности. Это могло бы означать, что бесконечное расширение неизбежно, если бы не тот факт, что торможение разлетающихся галактик происходит не только благодаря силе взаимного притяжения, но и силе реликтового излучения галактик.

Кроме того, при расчете гравитационных сил, необходимых для остановки расширения Вселенной, не учитывается так называемая «скрытая масса» Вселенной. Предположительно это могло бы быть реликтовое нейтринное излучение. Однако, последние исследования в этой области не подтвердили данную теорию. Потому вопрос о «скрытой массе» Вселенной остается открытым.

В связи с этим мы вправе предположить, что в качестве неучтенной «скрытой массы» может выступать центр Вселенной – объект, сохраняющий максимальную плотность материи и являющийся источником гравитационного излучения. Предполагаемый источник гравитации не позволит космическим объектам отдалиться на расстояние, превышающее его «гравитационный радиус». Под воздействием сил тяготения центра Вселенной галактики изменят свое направление и вновь устремятся к нему.

Происхождение Вселенной до сих пор остается неясным. Ученые полагают, что Вселенная возникла в результате Большого Взрыва. В этом случае источником материи могло послужить некое космическое тело, которое и стало центром нашей Вселенной. О том, какие процессы протекали внутри него до момента взрыва, нам расскажут черные дыры.

Как известно, наука пока не располагает точными сведениями относительно того, что происходит с черными дырами после достижения ими максимальной степени сжатия. Нет также достоверных данных и о продолжительности «жизни» черной дыры.

Считается, что состояние черной дыры – это завершающий этап существования космического тела. Однако, как известно, законы природы таковы, что ничто не завершается, не дав начало новому процессу. В этом смысле, жизнь бесконечна. Закон сохранения энергии гласит, что энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она может только переходить из одной формы в другую. Буддийское понятие Сансары перекликается с данными физики. Материя и вещество, как утверждает буддизм, неизбывны. Вещественные и духовные «атомы», из которых состоит человек, распадаясь в момент его смерти, вновь складываются в новом произвольном порядке, создавая «новую», как нам кажется, жизнь. Впрочем, по мнению буддизма, истинная жизнь присуща только материи, но не формам ее проявления. Объекты – это формы проявления - или, иначе говоря, жизнедеятельности - материи. Количество форм существования материи бесконечно. Материя, меняя формы, преображается, но не исчезает. Потому смерть в буддизме считается не завершающим, а лишь промежуточным этапом между двумя фазами проявления материи.

Данная закономерность оказывается справедливой на всех уровнях бытия. Потому мы можем утверждать, что черные дыры – не завершающий, а лишь промежуточный этап существования звезд.

Итак, что же произойдет с космическим объектом в тот момент, когда его материя достигнет максимального сжатия? Существует множество предположений относительно того, каким станет следующее мгновение жизни (или смерти?) черной дыры. Одна из версий утверждает, что объект, достигнув максимальной плотности, под воздействием собственной массы и гравитационных сил, произведет мощный (!) сброс накопившейся материи и энергии. То есть попросту - произойдет взрыв.

Возможно, именно по такому сценарию развивается Вселенная в целом. Ее существование циклично.

Как полагают ученые, Вселенная находится в постоянном процессе поочередного сжатия и расширения. Одна фаза ее существования сменяет другую. Вселенная «пульсирует». Она то расширяется, что мы и наблюдаем в данный момент, то сжимается, возвращаясь к своему первоистоку. Исходя из этого, мы вправе предположить, что ее возраст насчитывает не 13 млд. лет, как считалось до сих пор, а значительно больше. Существование Вселенной состоит из поочередно сменяющих друг друга эпох. Вселенная, в которой мы существуем сейчас, – лишь одна из многочисленных форм проявления бесконечной материи. Наша Вселенная не единственная в истории Мироздания: не первая и не последняя. Жизнь материи Вселенной может быть представлена через образ, который мы обнаруживаем в философской системе индуизма, - образ верховного бога Брахмы. Индуизм утверждает, что фазы существования физической (плотной) материи определяются дыханием Брахмы. Его выдох порождает бытие физического мира, его вдох уничтожает бытие, возвращая материю к ее изначальному состоянию – вне форм проявления. Физический, зримый мир циклично рождается и умирает, материя же, как таковая, неиссякаема и неизменна.

Большой Взрыв, который, как считается, дал начало жизни Вселенной, в действительности, был лишь промежуточным этапом, связавшим две фазы бесконечного бытия материи Мироздания.

Вероятно, это не последний (равно как и не первый) Большой Взрыв в жизни Вселенной.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Итак, к каким же выводам привели нас исследования взаимосвязей между понятиями философской системы буддизма и Единой теорией поля? В свете данной теории устройство Вселенной представляется подобным структуре Сансары, описанной в канонических текстах буддизма, и строению черных дыр. Сопоставляя имеющиеся в распоряжении философии и науки данные, мы можем заключить, что Вселенная - не беспредельна…

Она является замкнутой системой, обладающей конечным гравитационным потенциалом, градиентом плотности материи вдоль гравитационного радиуса Rg, что означает неравномерность “течения” времени в различных областях пространства Вселенной. Вселенная, подобно черной дыре, имеет замкнутую пространственно – временную систему, определяемую через плотность вещества. В основе представлений о “жизни” Вселенной в данной теории лежит идея цикличности, определяющая Вселенную как одну из бесчисленных форм проявления бесконечной материи.

Материя признается многоуровневой структурой, также имеющей градиент по плотности вещества. В связи с чем понятия материального и духовного теряют свою актуальность, так как дух и плоть в свете рассматриваемой концепции становятся ничем иным как разными уровнями структуры материи.

Таким образом, мир согласно этой теории, имеет материальную основу, впрочем, рассматриваемую в нетрадиционном ключе. Глубинный уровень структуры материи – так называемая «первоматерия», - признается разумной, мыслящей, обладающей сознанием, и, возможно, являющейся самим сознанием вещества.

Согласно предлагаемой теории, замкнутая система Вселенной окружена вакуумом, сравнимым по своим физическим характеристикам с буддийской Нирваной. Это – поле, окружающее систему Вселенной и пронизывающее все Мироздание в целом. Оно состоит из частиц первоматерии – так называемых «первочастиц», - своеобразных матриц, заключающих в себе информацию по истории (прошлой и, возможно, будущей) мироздания. Это – поле, находящееся вне категорий Времени и Пространства, вечное, неизменной, неиссякаемое, являющееся основой всего сущего. Данной поле, пронизывая все Мироздание, связывает между собой все объекты и уровни материального (в широком смысле этого слова) мира. Являясь наиболее высоким уровнем в иерархической структуре материи, это поле не может быть подвержено влиянию более плотных слоев вещества, в том числе и гравитационного поля. Таким образом, первоматерия оказывается свободна от силы тяготения центра Вселенной.

Существование Вселенной циклично. Оно определяется «рождением» и «гибелью» отдельных форм проявления материи. Жизнь Вселенной характеризуется поочередным сжатием и расширением составляющей ее материи. Источником материи Вселенной, согласно данной концепции, является некий объект, находящийся в центре Вселенной. Имея бесконечную плотность и массу вещества, этот объект, подобно черной дыре, создает вокруг себя гравитационное изучение, позволяющее удерживать все физические, «материальные», «воплощенные» объекты внутри замкнутого гравитационного поля.

Феномен расширения Вселенной (якобы невозможный внутри системы, сходной по структуре с черной дырой, где вещество стремится к сжатию) объясняется принципом цикличности бытия. Согласно этому принципу, материя, достигнув максимальной плотности сжатия, производит сброс накопившейся (лишней) материи и энергии. Это явление получило в науке название Большого Взрыва. В результате Большого Взрыва, материя, получив ускорение, «разлетается» в направлении, противоположном источнику взрыва. Так возникает феномен расширяющейся Вселенной.

Большой Взрыв, в свете данной теории, является не началом бытия, а лишь промежуточным звеном, связавшим две последовательных фазы существования Вселенной.

Таким образом, мы приходим к выводу, что наша Вселенная (как замкнутая система, включающая в себя множество галактик) - не бесконечна. Но сама материя, из которой строится Вселенная, имеет неисчислимый потенциал возможных форм воплощения. В этом смысле Вселенная (как сумма всех уровней и форм проявления вещества) - неиссякаема, беспредельна и вечна в своей изменчивости. Наука и религия - это две взаимодополняющие системы знаний о мире, которые, взаимодействуя, позволят глубже постичь устройство бытия.


На главную страницу >>>