Карен-Карадаг-Коктебель


Тема Карен и Коктебель - тема особая. Тридцать лет взаимной глубокой любви что-то да значат. Причем именно взаимной, потому что как художник предан Коктебелю, так и Коктебель предан художнику все эти годы. Карен и Коктебель - едины.

Первая моя встреча с художником Борисом (Кареном) Арутюняном произошла именно в Коктебеле. Карен и Коктебель раскрывали для меня внутренний мир друг друга, создавая при этом единый образ.

Коктебель можно назвать духовной родиной художника. Эта величественная Земля, сама природа которой есть Творчество, наполнила его душу радостью полета и труда. Осмелюсь предположить, что Коктебель напоминает ему малую родину - Армению. От армянской же крови имя – Карен. Сам художник на вопрос, почему у него два имени, отвечает: "Одно - от отца, армянина, другое - от матери, она русская. Две разные энергии". Непохожие, но равновеликие «стихии» двух древних кровей дали ему тот внутренний заряд, который ощутим в каждой работе мастера.
Можно сказать, что у художника три родины - Армения, Россия, Коктебель - и каждой он глубоко предан.
В Коктебель Карен впервые приехал, когда ему было 22. Коктебель принял его.

Карадаг - гора мыслящая, сознающая, со-знающая. Немало талантов пережило здесь «коктебельский духовный взрыв». Карен - среди них.
Мой вопрос: "Карен, Вы знаете, что Вы тоже есть на горе?". И его ответ, даже скорее восклицание: "Где?!!". "Вон, посмотрите, - объясняю я, - на Кок-Кайе, вверх, от профиля Волошина, будто запрокинутое к небу лицо. Видите?" "Нет". "Как же, смотрите: откинутые назад волосы, дальше … лоб … нос … губы … шея… Это точно Вы!" Смеется и не верит.

«Когда поднимаешься на гору, ощущай землю, по которой идешь, касайся трав, останавливайся и радуйся, созерцая меняющиеся с высотой удивительной красоты панорамы Коктебельской бухты, Карадага, исчезающих на горизонте дальних гор», - убеждает Карен, во время подъема на Кучук-Енышары - гору Волошина.

Взгляд художника на мир - диалог мира и художника… В его акварелях Коктебель - Земля-до-человека, Земля, какой ей суждено быть от Бога. Эти картины - не пейзажи, а ландшафты, ибо именно они передают не сиюминутные состояния, а являют собой Образ места, его генетический код, несут печать Времени. Их трудно назвать живописью, это, скорее, - СВЕТОПИСЬ. Писать свет - задача архисложная. Свет надо УВИДЕТЬ, пропустив его через себя. Свет, скользящий по поверхности, отраженный от нее, растворяющийся, льющийся, струящийся, возгорающийся и угасающий.

Наиболее близко Карену Арутюняну творчество художника конца XVIII начала XIX века У.Дж. Тёрнера, сумевшего разглядеть магию акварели и открыть путь для тех, кому однажды, в бесконечных поисках, в череде удач и разочарований, удастся постичь тайну СВЕТА.

Мир картин Карена многозначен. Внутреннее пространство работ создается сочетанием и пересечением бесчисленных плоскостей, образующих единый пространственно-временной континуум. Это не двухмерное изображение, выхватывающее из бесконечного числа возможных осуществлений Бытия лишь миг – краткий, угасающий, а отображение «ключевых моментов», когда миг приобретает значение Вечности, увлекая не в прошлое, заставляющее сожалеть о мимолетности жизни, а в область Беспредельного и Надвременного. Художник рисует само многомерное Бытие, подобное лабиринту, с бесконечными переходами и переливами цвета и света, уводящими зрителя в мир собственной фантазии, в мир мечты, которая, возможно, и есть единственная реальность.

Коктебель на картинах мастера – это модель Мира, это воплощенная мечта о высшей духовности, и, вместе с тем, образ живого мыслящего существа, древнего и мистического, хранящего в глубинах своего сознания ключи от тайн Бытия.

Когда я смотрю на его работы, мне кажется, что Коктебель доверил ему эти ключи, позволив проникнуть в святая святых Мироздания.


На главную страницу >>>